Презентация Кононовой Марии Николаевны,
учителя начальных классов
школы № 338 Невского района Санкт-Петербурга
на районном конкурсе педагогических достижений
- «Оригами» – удивительное, загадочное слово. Первый раз я его
услышала уже взрослым человеком, а вот первые фигурки оригами
делала еще в детском саду, в возрасте 5-6 лет.
- Все мы в раннем детстве мастерили яхты, самолеты и двухтрубные
кораблики, позже в школе с огромным удовольствием складывали тюльпаны,
хлопушки, водяные бомбочки, пилотки и шапочки с козырьком. На
этом наше знакомство с оригами, как правило, и заканчивалось.
Никто из нас и не догадывался, что наши руки создавали произведения
искусства, рожденные в далекой Стране восходящего солнца – Японии.
Лишь в конце XX века в нашей стране всерьез заговорили об оригами.
Появились книги и журналы, посвященные поделкам из бумаги.
- Когда мой сын научился читать, он полюбил заходить в книжные
магазины, чтобы выбрать себе новую увлекательную книжку. Однажды
он принес домой книгу С.Ю. и Е.Ю. Афонькиных, которая называлась
«Оригами – ферма». И на долгое время наша комната превратилась
в филиал этой фермы. Всем нашлись задания по вкусу: дети строили
из бумаги домики, заборы, деревья, складывали различных животных.
Взрослые делали более сложные поделки.
- Вторая книга этой серии «Оригами – зоопарк в кармане» не оставила
равнодушными и наших соседей по даче: все лето и дети, и взрослые
с увлечением создавали свои собственные зоопарки на столе.
- Искусство оригами имеет огромное значение для развития ребенка:
• учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание,
многократное складывание, надрезание, склеивание;
• знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг,
квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом
происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
• стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;
развивает мелкую моторику рук и глазомер;
• помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать
и зарисовывать схемы изделий;
• развивает художественный вкус и творческие способности детей,
активизирует их воображение и фантазию;
• способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные
способности детей;
• совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, приучает
к аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
- Поэтому, когда я пришла работать в школу, мне захотелось научить
этому интересному увлекательному и полезному искусству своих учеников.
- Так началась работа над созданием этого курса: «Система занятий
оригами – как способ интеллектуального и эстетического развития
детей младшего школьного возраста». Эта работа продолжается уже
в течение нескольких лет.
- После изучения имеющейся в продаже и доступной литературы по
данной теме, началась работа над созданием программы обучения
младших школьников искусству оригами. На слайде представлен список
литературы, которой я часто пользуюсь при разработке занятий с
детьми.
- Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое
развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения
в средней школе.
- Пояснительная записка к программе содержит следующие разделы:
(см. слайд). Более подробно я расскажу о своей программе на II
и III этапах конкурса.
• Цель программы
• Значение оригами для развития ребенка
• Отличительные особенности данной программы
• Содержание курса
• Способы предъявления и объяснения материала (из опыта работы)
• Организационные принципы
• Формы подведения итогов реализации программы
• Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами
• Тематическое планирование занятий:
- 1, 2 и 3 годы обучения.
• Литература
- В настоящее время я уже 3-й год работаю по этой программе в
школе № 338 Невского района. В этом году по данной программе обучаются
не только дети моего 3-го класса, но и желающие из других классов,
так как Дом Детского Творчества «Левобережный» открыл для них
кружок «Конструирование из бумаги» на базе нашей школы.
- На следующих слайдах вы можете видеть некоторые работы наших
учеников.
- Выставки наших работ в классе, в школе, в районной библиотеке
пользуются неизменным успехом у детей и родителей. В прошлом учебном
году мы участвовали в районной выставке, посвященной 60-летию
снятия блокады Ленинграда и Дню Победы в Великой Отечественной
войне. На ней мы показали наши работы «Цветы для победителей».
На слайде вы видите грамоту и диплом, полученные за участие в
этой выставке.
- В сентябре этого учебного года наши работы демонстрировались
в филиале публичной библиотеки на выставке, посвященной ежегодной
церемонии передачи в дар библиотекам Санкт-Петербурга изданий,
представляющих национальную и культурную ценность. На слайде –
копия грамоты за участие в этой выставке.
- Моя работа «Система занятий по оригами – способ интеллектуального
и эстетического развития детей младшего школьного возраста» была
удостоена диплома II степени на пятом районном конкурсе методических
разработок «Творческая изюминка – 2004» в номинации «Путь к мастерству».
- По материалам этой работы был создан Интернет-сайт, который
я также покажу на этом конкурсе. На страницах web-сайта представлены:
краткий очерк из истории оригами, программа дополнительного образования,
список литературы по данной теме, конспект занятия с использованием
элементов технологии развития критического мышления, фотозарисовка
занятия, выставка детских работ, ссылки на полезные ресурсы Интернета.
Сайт адресован учителям начальных классов, педагогам дополнительного
образования, родителям, а также всем желающим познакомиться с
методами обучения детей искусству оригами.
- Несколько страниц этого сайта вы можете увидеть в сборнике
научно-методического центра Невского района и школы № 338 «Размышляем.
Пробуем. Творим».
- Более подробную информацию вы можете получить в Интернете по
адресу: www.origami-school.narod.ru
- В заключение, кратко представлю мои анкетные данные:
Кононова Мария Николаевна
• В 1985 году с отличием окончила ЛТИ им. Ленсовета
по специальности "Технология неорганических веществ (катализаторов)".
• В 1995 году с отличием окончила факультет переподготовки РГПУ
им. Герцена
по специальности "Педагогика и методика начального образования"
В настоящее время:
• Учитель начальных классов школы № 338
Невского района г. Санкт-Петербурга.
• Педагог дополнительного образования, методист Дома Детского
творчества «Левобережный» Невского района г. Санкт-Петербурга.
• Web-master сайта: www.ddtl.nm.ru
- Кто заинтересуется моей программой, может обратиться по месту
работы или отправить сообщение на e-mail.
Мой e-mail: m_kononova@rambler.ru
|