Вводное занятие "Знакомство
с оригами" (Технология развития критического
мышления,
приём «Ключевые слова»)
Цель занятия: Познакомить детей с японским искусством
оригами.
Задачи: Образовательные:
- Познакомить учеников с краткой историей оригами.
- Учить составлять связный рассказ по опорным словам.
- Учить классифицировать предметы по разным признакам Развивающие:
- Развивать речь учащихся.
- Расширять активный и пассивный словарный запас детей.
- Развивать творческое и логическое мышление детей.
- Развивать умение работать в парах. Воспитательные:
- Формировать интерес детей к искусству оригами.
- Воспитывать умение вести себя в коллективе.
Ход занятия:
1. Стадия вызова (прием «Ключевые слова»)
Сегодня мы с вами начнем
знакомство с оригами.
- Что вы знаете об оригами? (...)
- Попробуйте в парах составить рассказ об оригами
по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, бумага,
чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения. (...)
- Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа)
2. Стадия осмысления
Послушайте мой рассказ
об искусстве оригами:
Искусство оригами появилось
в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две
тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда
же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень
интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали
всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги.
Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в
оригами многое переняли из китайского народного творчества,
но преобразили его на свой лад.
Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса.
Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища.
В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики
и другие изделия являются талисманами и приносят счастье.
Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений
во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный
мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего
дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу,
насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались
искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали
различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный
итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель
Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране
Чудес» и другие.
- Совпадает ли этот рассказ с теми рассказами, которые вы
составили?
- Что в них общего?
- Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа?
Теперь подойдите к нашей
выставке. На выставке представлены:
- искусственный цветок
из пластмассы,
- объемный тюльпан, выполненный в технике оригами,
- аппликация цветка, выполненного в технике оригами,
- игрушечный кораблик из пластмассы,
- аппликация «Кораблик»,
- объемные игрушки (оригами) из бумаги: лодочка и двухтрубный
кораблик,
- пластмассовая игрушка-животное,
- объемное животное из бумаги, выполненное в технике оригами,
- геометрическая аппликация животного.
- На какие группы можно
разделить эти предметы?
- Цветы, кораблики, животные.
- Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.
- Предметы плоские и объёмные.
- и т.д.
- Сегодня мы с вами говорим
об оригами. Найдите на выставке изделия, выполненные в технике
оригами.
- Обоснуйте свой выбор. (Скорее всего дети назовут объемные
игрушки из бумаги. Надо обратить их внимание на аппликацию
цветка, выполненную в технике оригами)
3. Стадия рефлексии
- Давайте вернемся к ключевым
словам, с которых мы начали разговор об искусстве оригами.
Как мы можем дополнить этот список?
Итоги занятия:
- О чём мы узнали сегодня на занятии?
- Что вам понравилось на занятии?
Литература: 1. Барсанова
Т.А. Уроки труда в школе радости.
2 класс. Санкт-Петербург, «Образование», 1999
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И.,
Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург,
«Речь», 2003
Конспект
открытого итогового занятия
«Оригами на праздничном столе»
Цель: Учить детей применять знания, полученные
на занятиях оригами, в повседневной жизни.
Задачи: • Познакомить с понятиями «этикет за праздничным
столом» и «сервировка стола».
• Рассказать как быстро и красиво сделать праздничный стол.
• Познакомить с правилами сервировки чайного стола.
• Закрепить знания, полученные на занятиях оригами.
• Развивать умение применять полученные знания в повседневной
жизни.
• Воспитывать культуру поведения за праздничным столом.
Оборудование: • Мультимедийная установка для показа презентации:
«Этикет за праздничным столом»
• Магнитофон и кассета с записью классической музыки.
• Для оформления праздничного стола:
- Белая скатерть.
- Одноразовая пластиковая посуда ( тарелки, ложки, вилки,
чашки).
• Разноцветные шапочки для детей каждой группы.
• Разноцветные конусы для обозначения столов каждой группы.
• Задания для групп, оформленные на разноцветных листах
картона.
• Схемы создания изделий в технике оригами.
• Цветная бумага (односторонняя и двухсторонняя) формата
А4 и А3.
Ход занятия:
1. Орг. момент (2-3 мин.)
2. Сообщение темы занятия:
- Сегодня у нас итоговое занятие по теме «Оригами на праздничном
столе».
4. Постановка задачи:
- Мы с вами познакомились с правилами этикета и узнали,
как надо красиво оформлять чайный стол к приходу гостей.
А представьте себе ситуацию, что вы празднуете свой день
рождения не дома, а в летнем или зимнем лагере, в походе
или на экскурсии в другом городе. Как в этом случае можно
сделать красивый нарядный праздничный стол?
- Сегодня мы будем учиться накрывать чайный стол, используя
знания, умения и навыки, которые мы получили на занятиях
по оригами.
5. Каждая группа детей получает свое задание
(1-2 мин):
• Оформление праздничного стола.
• Резные салфеточки под тарелочку и чашечку.
• Салфетка «Веер» и салфетка для столового серебра
• Стаканчики для бумажных салфеток.
• Вазочка «Не увлекайся конфетами».
• Вазочка с декоративными углами.
• Коробочка-звезда.
• Ваза с цветами.
• Тюльпаны для гостей открытого занятия.
6. Изготовление изделий в технике оригами
и оформление чайного стола (10-15 мин.)
7. Подведение итогов занятия (5-7 мин):
- Вы сегодня замечательно поработали. Красиво накрыли стол
для гостей. Я думаю, что такой оригинальный стол понравится
гостям и праздник удастся на славу!
- А теперь, давайте подарим нашим гостям веселую песню!
Дети исполняют песню «Праздник к нам пришёл!» (см. ниже
- Приложение)
и дарят гостям тюльпаны, выполненные в технике оригами.
8. Завершение занятия.
Фотографии этого занятия можно увидеть
на странице "Фотозарисовки"
Литература: • Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет
во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ»,
2000.
• Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство
«АСТ», 1998.
• Лихачёва Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.
Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
• Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома.
Экспериментальный учебник для начальной школы.
М., «Аким», 1995
• Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург,
«Химия», 1995.
• Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М., Издательство
«Айрис-пресс», 2005.
Приложение.
Песня «Праздник к нам пришёл»:
Солнце светит в вышине, па-рам, па-рам-пам-пам.
Хорошо тебе и мне, па-рам, па-рам-пам-пам.
Посмотри на лица наши,
Нет улыбок в мире краше,
Потому что, потому что праздник к нам пришел.
Потому что, потому что это хорошо!
Иногда бывает так, па-рам, па-рам-пам-пам.
Разозлит любой пустяк, па-рам, па-рам-пам-пам.
К нам ты в гости приходи,
Оставь печали позади.
Потому что, потому что праздник к нам пришел.
Потому что, потому что это хорошо!
Никогда не унывай, па-рам, па-рам-пам-пам.
С нами лучше запевай, па-рам, па-рам-пам-пам.
Веселее песня льется,
Как чудесно нам живется!
Потому что, потому что праздник к нам пришел.
Потому что, потому что это хорошо!