Программа
дополнительного образования «Волшебный мир оригами»является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической
направленности, созданной на основе результатов многолетней работы
по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные
интересы, расширить информированность в данной образовательной
области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять
совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание,
многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает
к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика
рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться
на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать
поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления,
приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг,
квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом
происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи,
по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия
в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся
изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей,
активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные
способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется
созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются
изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем,
что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными
деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости
от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду
обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками,
тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое
оформление. При помощи цвета передается определенное настроение
или состояние человека или природы. В процессе создания композиций
у детей формируется чувство центра, симметрии, представление
о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать
предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами,
расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом),
что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся
вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы,
но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы
перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует
применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования,
природоведения.
Цель программы
Занятия оригами направлены на всестороннее
интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,
и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми
формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда,
рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными
в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение
детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева
З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор
– Афонькин С.Ю.), разработанная мною программа рассчитана на
полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована
для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение
корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу,
исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание
индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций,
в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей,
создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты
с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого,
у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение
их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно,
что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный мир оригами» адресована
учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс
обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения
программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной
помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное
количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
В 1 год обучения в кружок «Волшебный мир оригами» принимаются
все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих
годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий
этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Занятия проводятся один или два раза в неделю с 1 сентября по
25 мая.
Год
обучения
Количество часов
(академических)
Кол-во
детей
в группе
в неделю
в год
1
2
72
15
2
3
108
12
3
4
144
10
4
4
144
10
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции,
игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации
занятия:
•словесный (устное изложение,
беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных
материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.)
•практический (выполнение работ
по инструкцион-ным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный
– дети воспринимают и усваивают готовую информацию
•репродуктивный – учащиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности
•частично-поисковый – участие
детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно
с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа
со всеми учащимися
•индивидуально-фронтальный – чередование
индивидуальных и фронтальных форм работы
•групповой – организация работы
в группах.
•индивидуальный – индивидуальное
выполнение заданий, решение проблем.
•и другие.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе
учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы
оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать
схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными
картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие
способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе.
Способы фиксации результатов
• Проведение аттестации учащихся
в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в районной библиотеке.
• Участие в ежегодной районной выставке
детского прикладного и технического творчества.
• Участие в районных и городских выставках.